четверг, 15 ноября 2012 г.

Плотина Гувера и ночь в Долине Смерти

На этот день у нас был план съездить посмотреть чудо инженерного мастерства дамбу Гувера. В потоке заехали на парковку и заплатили за нее 7 долларов, что оказалось большой ошибкой, потому что на другой стороне дамбы мы потом обнаружили бесплатную парковку.

Мы зашли в инфопункт, посмотрели фильм про строительство дамбы и спустились вниз, на электростанцию. Это было познавательно, поэтому поделимся некоторой информацией. Кстати, легче всего представить, о чем речь, вспомнив Трансформеров Первых. В этом месте держали замороженного Мегатрона и там же была большая битва после его разморозки.

Так вот, о дамбе. Находится она на границе Невады и Аризоны на реке Колорадо. Граница штатов и временных зон проходит прямо посередине дамбы. В озере стоят башни-водозаборники и на двух из них висят часы. Одни показывают тихоокеанское время, а другие центральное. Так что на дамбе Новый год можно встречать два раза.

До ее постройки бурная и непредсказуемая река текла как хотела и доставляла много неприятностей жителям Аризоны и Калифорнии, живущим ниже по течению. То засухи, то потопы, которые никак нельзя было контролировать. И вот нашлись образованные люди, которые представили правительству проект создания дамбы на реке, которая поможет решить существующие проблемы и заодно станет неисчерпаемым источником энергии, который обеспечит электричеством значительную часть населения Аризоны и Калифорнии. За дело взялось строительное объединение "Шесть Компаний". Строительство велось 5 лет (1931-36). На время строительства для размещения огромного количества рабочих был заложен целый город, Боулдер Сити, который до сих пор находится на подъезде к Дамбе.
В течение двух первых лет велась работа по созданию двух боковых тоннелей, чтобы перенаправить реку из ее русла и непосредственно в сухом месте строить дамбу. Трубы для тоннелей были такого диаметра, что их невозможно было бы транспортировать на место стройки. Поэтому завод по изготовлению труб построили прямо там. После осушения дна Черного каньона его вычищали от ила и прочей мягкой грязи, чтобы докопаться до скалы. Потом началось непосредсвенно строительство массива дамбы. Для производства такого количества бетона, которое требовалось для строительства, был построен еще и бетонный завод. Если бы бетон для дамбы заливали одним массивом, то процесс отвердевания занял бы больше 120 лет. Но благодаря новой технологии с использованием охлаждающих труб и модульной заливке бетона (типа кубиками), невероятной толщины стена была готова за два года, но где-то в глубине дамбы процесс затвердения идет до сих пор.

По форме дамба - полукруглая стена, а в разрезе похожа на грушу, с очень толстым основанием и тонкой верхней частью (тонкая- понятие относительное: по верху проложена двухполосная дорога с тротуарами для пешеходов).

Высота дамбы 221 метра , ее считают самой масштабной рукотворной конструкцией со времён египетских пирамид.

Чтобы представить, сколько на нее потрачено бетона, были приведены примеры: этого бетона хватило бы, чтобы проложить двухполосную автомобильную дорогу от Нью Йорка до Лос Анжелеса или тонкую пешеходную дорожку по экватору вокруг Земли.

Когда дамба была готова, реку пустили по ее старому руслу, а тоннели замуровали и использовали в другом назначении. Электростанция оказалась настолько удачным производством, что буквально за пару лет окупила все затраты на строительство. Сейчас в сотрудничестве с двумя меньшими дамбами дамба Гувера снабжает энергией и водой территории, находящиеся ниже по течению реки, контролирует потоки, создает стабильную экосистему и популярную зону отдыха - озеро Мид (Mead lake), крупнейшее искусственное водохранилище в стране.

В общем, сооружение впечатляющее, мы получили удовольствие и просветились.

Генераторы электростанции
Река Колорадо за дамбой и новая дорога, построенная  для разгрузки движения по дамбе
3Д модель местности
Один из гигантских отводных каналов - защита от затопления дамбы

В магазине сувениров увидели шуточную карту региона Невады, где были обозначены военно-воздушная зона, зона ядерных испытаний и культовая зона 51, где якобы проводятся секретные испытания летательных аппаратов, где хранятся обломки летающей тарелки и останки препарированного пришельца и откуда сбежал Пол (кто не смотрел фильм "Paul", загуглите).

Мы вспомнили, что в процессе планирования путешествия, эти места были в обязательном списке, поэтому вероломно сфотографировали карту и решили поехать и исследовать эти места в ближайшее время.

На эту ночь мы хотели вернуться в Долину Смерти, чтобы утром, не тратя время на поездку, досмотреть то, что не успели в прошлый раз. Приехали в кемпинг в кромешной темноте, нашли место для палатки, сильно пожалели, что не возим с собой в багажнике дровишек, потому что и в этом кемпинге был замечательный очаг для гриля. В это время в Долине Смерти самый пик сезона, потому что летом это одно из самых жарких мест на Земле. В июле температура поднимается днем до 50 градусов, зафиксирован максимум в 57 по Цельсию, ночью из-за особенностей ландшафта не опускается ниже 38. Сейчас температуры комфортные, ночью около 15-16, днем 20-23, люди толпами наслаждаются природой и исследуют здешние своеобразные красоты.

Тем не менее мы нашли свободную площадку в кустах, сварили ужин на горелке и легли спать. Кстати, пока кружили по кемпингу в темноте, в свете фар несколько раз застревали животные, похожие на степную лисичку фенек. В информации по фауне Долины из псовых значились только койоты, которые значительно крупнее и уродливее тех зверей, что мы видели, поэтому мы до сих пор не уверены, кто именно это был.