четверг, 29 ноября 2012 г.

Кристальная река и ламантины

Это место возникло в нашем плане спонтанно благодаря Ане М, которая когда-то прислала ссылку на чью-то стену на ФБ, где на фото был человек в воде и рядом плыл ламантин. Мы решили, что это может быть одним из пунктов назначения и не пожалели.

Мы прилетели в Орландо рано утром и пошли получать машину. Сразу столкнулись с расслабленной женщиной, которая сильно осложнила нам утро после бессонной ночи. Сначала она хотела от нас международные права. Мы пытались ей втолковать, что наши права должны ей подойти, так как мы не первый раз берем машину в этой фирме и до сих пор все было хорошо. Женщина достала книжку " ID guide", нашла образец эстонских прав, но и после этого она сдавалась очень неохотно. В конце концов ее мозг акцептировал права и мы уже подумали, что финиш близко, и тут она попросила распечатанный ваучер, подтверждающий бронирование. Это было неприятно, так как ваучер был у нас только в электронном виде. На нашу попытку показать его в телефоне женщина сказала, что ей нужна бумага и все тут. Мы, по правде, уже и забыли, что бумага может сейчас что-то значить, к тому же в ЛА веселый дядечка за стойкой в Аламо попросил нас просто прислать ему электронное письмо с ваучером. Вспомнив про такую возможность, мы предложили ей прислать ваучер на э-мэйл, чтобы она смогла распечатать бумагу. На это к стойке был приглашен менеджер, который одобрил идею. Мы потратили еще немного времени и вот уже ехали по апельсиновым краям, как жители флориды именуют свой штат.

Городок Кристал Ривер был довольно близко от Орландо (2 часа по хайвэю), поэтому мы направились прямиком в гости к ламантинам. Старенький отель типа мотель стоит прямо на берегу реки, все номера с балконами и с видом на воду. Мы приехали до времени регистрации, попросили припарковаться и пошли исследовать территорию. Прошлись по берегу, никого кроме рыб-палок (needlefish) не увидели. Посидели на скамейке, поглазели в бинокль и увидели далеко на горизонте ламантинские носы, время от времени появляющиеся на поверхности, чтобы вдохнуть воздуха. Сразу появилась энергия, которая был на нуле после бессонной ночи в самолете и мы пошли в контору заповедника за информацией.

Для того, чтобы увидеть ламантинов с земли, нам посоветовали пойти на мост, под которым они проплывают время от времени. И в самом деле, через несколько минут ожидания внизу проплыли мама с малышом и еще несколько животных.

У всех ламантинов на спинах и хвостах есть шрамы от моторов лодок. Свежих ран мы, к счастью, не видели. Сейчас в заповеднике действуют строгие правила поведения и передвижения на моторных лодках. Скорость ограничена везде от "медленно" до "дрейф с выключенным мотором".

Люди ездят на первый взгляд вполне аккуратно, к тому же вокруг в домах живут пенсионеры, которые имеют обыкновение следить за туристами с пристрастием и докладывать о беспорядках в контору заповедника. Кроме них есть наблюдатели из работников заповедника и волонтеры из местных, которые ездят на каяках между туристами, плавающими с масками и трубками и следят за их поведением.  Поэтому шрамы, возможно, остались со старых времен, когда ограничений и контроля было меньше. Хотя порезаться животные могут и о неработающий винт, потому что они совсем не боятся ни человека, ни лодок, не сторонятся и плавают очень медленно. В сумерках вполне можно не заметить плывущего в темной воде ламантина.

В этот же день пришла идея самим взять каяк и поплавать по заливу и речке, пофотографировать зверей и птиц. Когда шли в дайверский магазин узнать про прокат каяков, по дороге удалось сделать сверхнасыщенный кадр: две черепахи и две для нашего неискушенного взгляда редкие птицы:

Взяли каяк до вечера, переоделись и поехали кататься. На всякий случай одели купальные вещи, потому что нам сказали, что температура воды круглый год примерно одна и та же, около +22-25 градусов из-за теплых источников в устье. Это является также одной из причин проживания здесь такого количества ламантинов.

К птицам здеь можно подобраться необычайно близко. Пеликан без зазрения совести зевал, сидя на знаке, корморан демонстративно сушил крылья на причале, представитель ястребиных поймал рыбу-палку и забавлялся с ней на траве перед чьим-то домом. На пальмовом острове вороны облепили дерево, компенсируя опавшие листья.

В прокате каяков нам объяснили, по каким маршрутам плавают ламантины и где у них база. Пока мы двигались туда, мимо проплыло несколько, высовывая смешные носы из воды, чтобы захватить порцию воздуха. С уровня каяка их тел не было видно, только носы и буравчики на поверхности.

"Базой" ламантинов на этой реке являются теплые источники, где для них устроено место отдыха, куда людям доступ закрыт. Там они интуитивно кучкуются и спят, покачиваясь, как круглые колбасы, на волнах. В этом месте перед загородкой ( веревка с поплавками) кучкуюстя и туристы. По правилам обращения с ламантинами за ними нельзя гоняться и создавать шум, а можно плавать и ждать, когда ламантинтподплывет к тебе сам. Тогда ты можешь его при желании даже почесать. Мы особо не поверили сначала, что такое возможно, поэтому не удержались, припарковали каяк в грязи и полезли в речку проверять. Вначале пришлось встать в ил ногами, потому что в мелкой воде выйти из каяка по-другому не получалось. Через несколько минут мы увидели ламантина плывущего к нам и стали ждать. В мутной воде не было видно, где конкретно он находится, поэтому мы с восторгом и неожиданностью почувствовали, как он пробует наши ступни по очереди на вкус, подсасывая мягкими губами (ламантины едят траву на дне как коровы, только у них совсем нет зубов). Потом он несколько раз проплыл мимо, прислоняясь к нам боком, как-бы разрешая потрогать себя. На ощупь он теплый, шершавый и немного волосатый.

Поплескавшись в мутной воде и сделав попытку пофотографировать здоровяков, мы подмерзли и погрузились обратно в каяк. Погребли немного вперед и с сожалением обнаружили, что дальше на дне меньше ила и вода яснее, но больше в воду лезть не хотелось, хоть соблазн и был велик. Успокаивала мысль о запланированном на завтрашнее утро купальном туре на большой лодке с масками, трубками и теплыми костюмами.

Солнце уже садилось, когда мы подходили к бухте отеля. Над водой кружились мошки, а блестящие крупные рыбы с громкими всплесками выпрыгивали из воды, охотясь. Мы проводили солнце, покачиваясь на волнах, подивились на рыб и повели каяк к причалу.

Мы проснулись рано, одели купальную одежду, взяли маски-трубки-полотенца и пошли мерять калипсо. Тетенька в дайверском магазине подобрала нам размеры мокрых костюмов и ласт с первого раза на глаз. Мы оделись и пошли в лодку номер 7, где нас уже ждал бородатый капитан.

В нашей лодке кроме нас оказались еще парень с девушкой из Швейцарии и российский дайвер с огромным фотоаппаратом. Жену он брть с собой почему-то не захотел и она осталась ждать его на земле.

По знакомым местам мы доехали до места отдыха ламантинов и с радостью заметили, что за ночь вода отстоялась и стала гораздо прозрачнее. Мы выгрузились из лодки и поплыли к загородке из поплавков, из-за которой как-раз выплыл любопытный ламантин и крутился вокруг дядечки, который чесал его в разных местах, доставляя, по-видимому, огромное удовольствие. Как оказалось, вчера ма немного не доплыли до самих источников, где вода прозрачнее из-за меньшего количества травы и ила. Поэтому сегодня и видимость и фотографии были гораздо лучше.

Мы насмотрелись на отдыхающих ламантинов и поплыли в узкий ручей, который выводил прямо к источникам, в которых река берет свое начало. Узкий проход расширился, образовывая две широкие бухты с прозрачной голубой водой, стаями рыб, живописными разлапистыми корягами и неглубокими кратерами, из которых били теплые ключи, привлекающие все виды живности. Ламантин там был только один, но все равно смог красиво попозировать над родником, окруженный стаей рыб.

После купания мы сдали костюмы, собрали вещи и выписались из отеля. Перед отъездом поболтали со швейцарцами. Оказалось, что девушка путешествует уже три месяца, и через две недели собралась домой. Рассказала, что была на Кубе, но обратно возвратиться бы не хотела, потому что надоело везде платить деньги. Оказывается, там на все действует две разных цены: для местных и для туристов, и различие просто гигантское. А так же сами люди приветливы только в течение первых 15 минут разговора. Потом приветливость исчезает и начинается тема про пожертвования. Так что мы для себя решили, что без  Кубы мы не умрем.

А еще мы узнали, что разговорный швейцарский немецкий очень сильно отличается от письменного (обычного) и официального немецкого, так что швейцарцы говорят на своем,  а учатся и ведут дела на нормальном.

Мы двинулись на поиски кемпинга, потому что во-первых, по ночам тоже не было холодно а во вторых нам не мешало бы вернуться в бюджет, из которого мы в последнее время немного вышли из-за необходимости ночевок в мотелях.

Со второго раза мы попали в чудесный, но немного шумный из-за пятничного вечера кемпинг на тонком полуострове Форта Де Сото. Поставили палатку, съездили за углем и едой, чтобы не упустить возможность погриллить н природе в начале декабря. В офисе прочитали объявление, что еноты в парке очень умные и что надо прятать еду. Звери не заставили себя ждать: шастали и сверкали глазами на каждом повороте, шуршали в кустах на площадке и всячески нас смешили своим видом и походкой. Потом они продемонстрировали свои навыки лазить по гладким прямым пальмам и шуршать листьями н вершине.

Кроме енотов в кемпинге жили белки, разные птицы и ящерицы, которые позировали нам уже на следующее утро.