суббота, 26 января 2013 г.

Исабела, Галапагосы

Это самый большой остров в виде морского конька, цивилизован лишь в одной маленькой части. Столица острова - Пуэрто Виямиль (Puerto Villamil), деревня с населением 3000 жителей. В центре- большая церковь с изображеним галапагосских животных вместо икон и парк, окруженный кафешками разных сортов.

Асфальта на острове нет по экологичкским причинам. Дороги посыпаны или лавовой крошкой, или песком. Домики маленькие, есть несколько отелей подороже, например, " Iguana crossing", есть недорогие хоспедарии по 20 долларов за ночь.

Туристические киоски предлагают три основных тура по острову. Мы попробовали все, поэтому расскажу по порядку про каждый.

Начну с описания дороги на остров. Сюда ходят лодки 2 раза в день, утром и днем. Утренняя, почему-то, немного дороже, поэтому мы поехали днем. Лодка-такого же типа, как была дайверская, только оборудована большим количеством сидений.  Мы не могли поверить, что на борт может поместиться около 30 человек, каждый с чемоданом (нырять мы ездили максимум 8-ром). Но все запихались как селедки и только приготовились отчаливать, как раздали спасательные жилеты и попросили одеть. В жилетах места стало еще меньше, мы решили лучше засунуть их под голову, чтобы не биться о стенку на волнах.

Пока ждали разгрузки багажа на причале, смотрели на морских львов, которые резвились тут же в порту. Один из них показался подозрительно маленьким и быстрым: он гонялся за мелкими рыбешками и на момент замедлился совсем близко от нас. На морского льва он больше не был похож: черный, маленький, с клювом...Пингвин!

На первую ночь мы забронировали ночлег в интернете и были приятно удивлены встречей в порту. Если бы нас не довезли до места на машине, найти его было бы трудно, так как номеров у домов здесь не предусмотрено.

Предвыборная кампания: машина с веселой музычкой ездит по городу и раздает футболки с номерами кандидатов
Детский садик
И снова выборы
Закат в Пуэрто Виямиль
Вид на задворки
Тут владения людей заканчиваются
Морские львы оккупировали лодку
Кем-то забытый корабль на дороге
Типичный галапагосский домик

Вечером мы пошли искать дневной тур на завтра: аргентинская семья советовала нам обязательно съездить в место под названием "los tuneles", где предлагался сноркелинг и маленькая экскурсия к месту жительства синеногих олушей.

Путь к Тоннелям занял на лодке около 45 минут. По дороге капитан то и дело останавливался, чтобы показать нам черепах, нежащихся на поверхности, синеногих птиц, сидящих на одинокой скале посреди моря, а один раз вокруг нас прыгали дельфины.

Черепахи все в делах
Одинокая скала, дом для птиц и зверей
И снова черепахи

"Тоннелями" называется местность, где когда-то лава стекала в океан по лавовым трубам, которые частично обрушились, образуя многочисленные каменные арки как над, так и под водой.

Мы выгрузились из лодки в воду, вооружившись ластами, трубками и масками и под руководством капитана поплыли смотреть на морских обитателей. Морские черепахи на расстоянии метра от нас занимались своим обычным делом, рыбок было немного и мы еще не понимали, за что все-таки хвалили это место.

Но тут капитан подвел нас к небольшой подводной пещере и сказал, что надо поднырнуть под арку. мы были ближе всего, поэтому занырнули первыми. Капитан помогал, держа меня за шею, чтобы не всплывала голова. В пещере оказалась спальная рифовых акул, которые там мирно сопели. После этой пещеры нам показали еще несколько, где так же отдыхали акулы, просыпались, менялись местами, смотрели на нас. Не знаю, где еще в мире можно с маской и трубкой вот так близко наблюдать рифовых акул, которые даже не собираются скрыться.
Когда все подмерзли, мы вышли на берег и капитан привел нас к месту гнездовья синеногих олуш. В это время там сидел отец семейства с ослепительно синими ластами, а подле него- птенец, который был с папу ростом, но еще покрыт детским коричневым оперением. Через пару минут подлетел второй такой же здоровяк и стал требовать у папы еду. Папа сдался и покормил его из горла, у нас на глазах. Фотографировать эти непуганные птицы подпускали удивительно близко, так что фото, что здесь представлены, сделаны мыльницей и никак не вырезаны на компьютере. Просто это единственное место на земле, где звери не боятся людей, потому что по значимости находятся выше человека.

Капитан дальнего плавания
Синеногие олуши (blue-footed boobies)
Los Tuneles
Наша компания в поездке и капитан впереди, рулит
Лавовые тоннели
Прогулка после сноркелинга
Черепаха в гордом одиночестве
Папа! Корми меня!
Когда ж ты подрастешь, троглодит!
Мы и капитан

Вечером по совету капитана мы пошли купаться в маленький залив по названием "Жемчужная раковина (concha de perla)", где в теплой воде уже во всю плескалась местная детвора с родителями,а под скамейкой, не обращая внимания на вопли ребятни и топот ног по деревянному настилу, спали морские львы.

Фокус на футболку
Морские львы отдыхают после тяжелого безделья
Игуаны тоже устают позировать
Поразительно, что скамейка была не занята
Пеликан бдит
Причал в Пуэрто Виямиле
Этот малыш, похоже, устал спать
Морской лев продирается через мангровый лес на уединенный пляж

Следующий тур был к вулканам Исабелы. Это был пеший поход длиной в 16 км, в компании замечательного гида.

Люди, приехавшие на экскурсию, поделились следующим образом: толпа испаноговорящих ребят и испаноговорящий гид и четверо бедолаг, не говорящих на испанском с англоговорящим гидом. В этой милой компании оказались мы и нисколько не пожалели, так как нам провели практически частный тур, причем в нашем темпе.

На Исабеле находится несколько вулканов, мы ходили на Сьерра Негра, который извергался в 2005-м и его кратер является вторым по величине в мире, а также на цепь небольших вулканчиков Чикко, которые извергались в 60-е годы 20-го века.

По дороге гид рассказывал про растения и даже провел маленький курс вулканологии.

Туманное утро
Вид на кратеры вулкана Чикко
Олег и лавовая труба
Вид на нашего гида сзади
Один из многочисленных кратеров Чикко
При извержении на поверхность выбрасывались разные соединения металлов и минералы, поэтому все цветное
Испаноговорящая группа
Разноцветный Чикко
Огромный кратер вулкана Сьерра Негра
Около 10 км в диаметре
Странный папоротник
Зловещий мох
Типичная островная человековозка. Людм растягиваются после похода
Галапагосский хлопок цветет потрясающе красивыми цветами, а желтая птичка, живущая здесь, использует сам хлопок для строительства, а цветы для украшения своего гнезда.
Самочки выбирают мужа с самым красивым гнездом.

Желтый цветок галапагосского хлопка
Зрелый хлопок
Красный цветок галапагосского хлопка
Та самая птичка
Растение-паразит. Прилетает с ветром и врастает в дерево с мягкой корой, питается его соком и разрастается.
В середине, зеленое- оно. Вокруг, жиденькое- хозяин
Гуава. Привезенное растение, неместное. Сейчас сильно разрастается, подавляя местные виды, потому что имеет вкусные плоды и большие цветы со сладким нектаром: птицы с большей охотой едят его плоды, чем местных растений, и разносят семена, а насекомые опыляют его цветы и мало смотрят на другие.

Привлекательный цветок гуавы
Кактусы питаются только пресной водой и способны впитывать ее бесконтрольно, поэтому в сезон затянувшихся дождей (el niño phenomena) некоторые очень старые кактусы впитывают слишком много воды, от тяжести падают и умирают. Гигантские кактусы-подсвечники - эндемический вид. Они растут по сантиметру в год и некоторые сейчас достигают возраста 600 лет. Если подумать, то некоторые из них видели Колумба.
До остальных вулканов Исабелы не добраться. Разве что на вулкан Дарвина можно посмотреть с океана с круизного корабля.

На следующий день мы решили поехать на островки Лас Тинторетас, которые находятся очень близко к Пуэрто Виямиль. Там живут и размножаются многочисленные колонии игуан, молодняк которых скапливается в некоторых местах в огромных количествах. Еще там выводят малышей морские львы. Но главной достопримечательностью этого места является природный канал с теплой водой, куда приходят отдыхать акулы и в который можно заглянуть прямо с высокого берега. Где еще на Земле можно увидеть 5-6-10 акул в естественной среде, стоя в комфорте на берегу?

Лишайники на камнях указывают на чистоту среды
Игуаний детский сад, младшая группа
Рифовые акула там, на дне. Надо присмотреться
Игуаний детский сад, ясли
Морские льва развлекаются, как могут
Акулий канал
Фотайте меня
Красное на черном
Людям нельзя, игуанам-можно
Малыш посапывает в манграх
На этом острове даже камни взяли форму морских львов и игуан

Кстати, еще в порту, когда мы только отчаливали от берега, нам удалось еще раз посмотреть на южных пингвинов. Их было двое: они сновали меж лодок в поисках рыбки повкусней, время от времени отдыхая на поверхности и позволяя себя сфотографировать.

После посещения острова полагалось поплавать с маской вдоль берега.

Этот заплыв вначале был довольно скучным и мы уже собрались разочароваться, но тут мы увидели здорового ската, который с грозным видом рыл телом в песке яму, возможно, для выведения потомства.

А потом мы нашли на камнях фиолетового лангуста, который обычно живет на большой глубине. Он подергивал своими кривыми фиолетовыми усами и сильно нас веселил, поэтому маски наши были полны воды. Мы хотели его изучит получше, но тут нас позвали в лодку и веселье закончилось.

На следующий день у нас был погулять по дороге, ведущей к Стене Плача (стена, которую в свое время строили опасные заключенные, отправленные на Исабелу в тюрьму). Часть дороги проходила по пляжу, на котором жили самые красивые в мире крабы.

Он ли не прекрасен? А реснички!
А цвет!
А фигура!
Отшельник шел по делам тоже

Потом мы зашли на маленький пляж Playa de Amor, где игуаны откладывают яйца и позируют.

Потом мы шли по нагретой солнцем дороге, от которой временами с порывами ветерка исходил жар, заставляя воздух дрожать. На экваторе солнце светит почти вертикально, тени совсем короткие и ближе к полудню от солнца совсем не скрыться.

Экваториальная тень
Пройдя чуть дальше, мы все же оказались в тенистой алее, где от солнца спасались не только мы.

Пройдя аллею, мы снова ненадолго оказались на душной дороге, а затем свернули в проход, ведущий через мангровые заросли на берег океана, где ныряли за едой синеногие олуши и пеликаны, а также грелись на солнце игуаны.
Олуши на рыбалке

Чуть поодаль была тропа, ведущая к маленькой пресной речке, текущей с гор и крошечному пляжу с местами для отдыха.
Мы закончили свой жаркий путь на высокой смотровой площадке, с которой открывался замечательный вид на остров и Пуэрто Виямиль.

Вид на Пуэрто Виямиль. Это воон тот далекий пляж и городок

В конце обратного пути мы снова свернули на пляж и последние пару километров шли по воде, которая на мелководье прогрелась так, что нельзя было почувствовать ногами прохладу. Мы шли по белому песку, шлепая ногами по горячим волнам, отвлекаясь на крабов и диковинные ракушки на берегу и все также не верили, что это место - на Земле.

Фламинго! Не в зоопарке!
Аллея ядовитых яблонь
Ядовитые яблочки
Краб-Большая Клешня (манящий краб)