суббота, 15 декабря 2012 г.

Парк вулканов, день первый



С утра мы поспешили поплавать с маской в приливных озерцах (tide pools), где оказалось довольно много живности. Мы пофотографировали рыбок, а когда замерзли, развесили мокрые вещи внутри машины и поехали в парк вулканов на разведку.


Парк находится на высоте около 1200м, поэтому там прохладно по сравнению с побережьем. На круговой дороге в центре парка находится инфоцентр, музей и еще несколько туристических точек. Этой круговой дорогой огорожен главный кратер вулкана Килауэа. Это щитовой вулкан, поэтому он достаточно пологий в отличие от общепринятого понятия, что вулкан - это гора. Со смотровой площадки виден весь округлый кратер, из которого постоянно идут испарения. Если ветер меняется и испарения направляются в сторону музея, то доступ туда закрывается, пока ветер не изменится. Это бывает нечасто, потому что климатической особенностью этой части острова является постоянный северный ветер (это не означает, что он холодный). Кстати, про ветер. На самой восточной точке Большого острова, где находится маяк и начало 4х4 дороги на пруд с шампанским, ветер дует с Тихого океана и воздух там настолько чистый, что правительства других стран используют его как эталон для измерения загрязнений воздуха в других частях Земли.

Итак, мы в парке вулканов. Килауэа- вулкан активный, но активность его главного кратера ограничена испарениями и свечением в темное время суток.


Место, из которого лезет лава с 1983г. и стекает по склону в океан, называется кратер Пуу Оо. Он находится восточнее и подобраться к нему, чтобы увидеть горячую лаву, по земле довольно сложно. Как со стороны парка, так и со стороны деревни Калапана вне парка до лавы идти по застывшему лавовому полю около 2,5 часов. И потом соответственно возвращаться столько же, только в темноте. Лавовое поле- сложная пересеченная местность, не имеющая троп или какого-либо подобия дороги. Бугры, углы, трещины, провалы, вверх-вниз. Тренировка сродни хождению по бесконечным лестницам.

С моря лаву смотреть проще. На расстояние 15-20м подплывают на кораблике, в сумерках. Эффект- максимальный: ты видишь лаву, пар при испарении воды, когда 1200- градусная лава стекает в океан, чувствуешь даже жар. Удовольствие на 100%, только стоит 150-175 долларов на человека.

В первый день исследования парка мы решили проехать по кольцу и пройти короткие тропы, предлагаемые широкой публике. Мы посмотрели природные "парилки"- ямки, из которых идет горячий пар, прошли по лавовой трубе, по которой поток расплавленного камня тёк в направлении океана. 

Прошли по "тропе разрушения" - пустынному ландшафту на месте красивого леса, который был засыпан вулканической крошкой из лавового фонтана, который бил из трещины в земле (кратер Килауэа Ики) в 1959-м году.


Потом свернули на дорожку, в конце которой на карте значилась смотровая площадка с великолепным видом, а также там должно было быть место для пикника, где мы хотели приготовить обед. Место там и в самом деле было, но гриля не оказалось, поэтому наши надежды вкусить мяса, которое ездило с нами в багажнике в ящике со льдом, рухнули. Пришлось довольствоваться печеньками с водой и апельсином.

Диалог с лавой
Фрагмент трещины, из которой в своё время началось извержение Мауна Лоа
Вид в конце дороги оказался в самом деле чудесным, а вот сама дорога была по ширине одного автомобиля, со множеством слепых поворотов и вертикальными изгибами. Ехать пришлось даже медленнее, чем значилось на ограничении. Где- то на середине пути нам навстречу вылетел велосипедист на шоссейном велосипеде, вовремя среагировал, прокричал что-то назад и мы с ним удачно разминулись. Но через мгновение мы увидели остальную группу велосипедистов, несущихся нам навстречу на скорости, превышающей нашу. Первый, видимо, должен был предупреждать остальных об опасности, что он и сделал. Все, кроме одной велосипедистки, среагировали правильно и перестроились в колонну по одному, мы тоже сгуппировались, съехав одним колесом на обочину и почти останавливаясь. Девушка, замыкающая колонну, от нежиданности потеряла управление и с воплем летела, вибрируя всем велосипедом, навстречу. Поровнявшись с нами, она свалилась окончательно. Мы сразу выбежали из машины, чтобы проверить, как она. Девушка лежала и стонала, не шевелилась. Пока мы растерянно думали, с чего начинать первую помощь, подоспел лидер группы и профессионально взялся расспрашивать пострадавшую и  проверять все части тела начиная с головы и позвоночника. Выяснилось, что кроме ушибов, у девушки сломана или ключица или лопатка, я не поняла точно, в районе того места, где мы носим сумку на плече.

Мы предложили наши услуги по транспортировке пострадавшей, но ребята сказали, что они уже вызвали помощь. Мы уехали, изо всех сил критикуя действия велосипедистов. На перекрестке с главной дорогой мы увидели фургон с креплениями для велосипедов, на котором значилось название фирмы - "организация велотуров по второстепенным дорогам". Нашему возмущению не было предела. Более рискованный маршрут придумать было сложно: узкая дорога с гравийной обочиной, максимально извилистая, со слепыми поворотами и встречным автомобильным движением. При этом ехать плотной группой на скорости, превышающей ограничение. К счастью, группа отделалась одной пострадавшей и сорванным туром. Страшно представить последствия если бы на месте Олега был бы менее внимательный любитель погонять на каком - нибудь пикапе.

Одной из наших целей было найти место с картинки в интернете, где новенькая асфальтированная дорога заканчивается страшным наплывом лавы. На карте парка была дорога под названием " Цепь кратеров", которая спускалась к самому океану, где прерывалась и продолжалась за пределами парка. Мы проехали до парковки на берегу, где стояли ворота и висела табличка, что с этого пункта дорога продолжается еще 800 м, а потом заканчивается в связи с потоком лавы 2002 г.
Мы, не долго думая, пошли. Подумали, вернулись за фонарями и водой.



Чуть меньше чем через километр дорога закончилась драматично: это было то самое место, которое мы искали. 


У нас в головах мелькнула шальная мысль, а не попробовать ли дойти до лавы? Сказано - сделано. Мы потопали по застывшей лаве вдоль моря в бесконечную черную даль.

Где - то через час село солнце. Вдоль нашего пути на расстоянии полумили друг от друга были расставлены палки с мигающими маячками. Мы были еще в запале и пошли дальше от маячка к маячку. Время от времени они терялись из вида за нагромождениями натекшей когда-то лавы, поэтому надо было просто идти по ощущениям прямо. После 7-го столба маячки закончились, и вдали на горе замаячил красный огонек. Мы подумали, что мы уже близко и пошли дальше, благо, фонари светили пока исправно. Где-то через два с лишним часа пути лавы еще не было видно за исключением свечения на горе. Кругом-кромешная тьма и в душу стал пробираться стрём. К тому же надо было задуматься, хватит ли сил на возвращение, потому что организмы наши были сыты сегодня только печеньками да апельсинами.

В конце концов мы решили сдаться и повернули назад. Когда добрались до машины, мы были без сил. Заболела голова и ломило ноги от 4,5-часового похода по изломам и буграм. По дороге оказался Макдональдс, который спас нас и дал шанс добраться до палатки. Заснули без задних ног, как только застегнули молнию на входе.

Напоследок история про то, почему нельзя срывать с дерева Охиа цветы Лехуа.


По легенде, Охиа был симпатичным молодым вождем Большого острова, который ухаживал за красивой девушкой Лехуа и об этом прознала богиня вулкана Пеле, которая была влюблена в Охиа и хотела за него замуж. Однажды, когда Охиа пошел в горы, чтобы набрать коры Кукуи для покраски своей доски для сёрфинга, Пеле явилась ему в своём лучшем наряде, представилась и предложила пожениться. Охиа отказал, ссылаясь на любовь к Лехуа. Пеле разозлилась, сказала Охиа, что он безвольный, словно кусок дерева, и превратила его в сучковатое дерево. Когда остальные боги увидели, что натворила Пеле, то попытались вернуть вождя, но не смогли. Подумали и решили соединить влюбленных, превратя Лехуа в красные цветы на дереве Охиа. Поэтому, чтобы их не разлучать вновь, цветочки срывать не рекомендуется.

Комментариев нет:

Отправить комментарий