вторник, 21 мая 2013 г.

Жемчужная ферма и первый дайв

Утром за нами приехал автобусик от фермы "Gogain's pearls" и привез нас на крупную жемчужную ферму на экскурсию. Всего во Французской Полинезии около 200 ферм, на нашем острове - две. В Тихом океане выращивают цветной жемчуг, на Гавайях- мы видели серый и розовый, здесь - тот, что называют "черным". На самом деле жемчужины никогда не бывают чисто черными, название происходит от богатого пигментом моллюска, внутри которого растут жемчужины. Цвет местного жемчуга варьируется от светло-серого до зеленоватого и совсем темного с перламутром наподобие бензинового развода.

На ферме происходит селекция устриц по цвету и способностям, так что результат хоть и зависит от природы, но его можно направлять. Этапы процесса примерно следующие:

На одном из соседних островов закупаются маленькие однолетние устрицы, которых холят и лелеят до достижения ими трехлетнего возраста и нужного размера. Чтобы они лучше росли каждый месяц их достают из многоэтьажной сетки и чистят от наросших водорослей и других ракушек. Затем расклинивают створки на 1 см и проводят хирургическую операцию по внедрению в аппендикс т.н. зародыша и кусочка донорской жемчужницы. Зародыш-это обработанный антибиотиками и полированный шарик из жемчужницы мисиссипской устрицы, которая по составу хорошо подходит местным. Донорский кусочек, квадратик 2х2 мм, берут у выбранной за красивый цвет взрослой жемчужницы и внедряют в аппендикс в контакте с шариком. В результате успешной операции аппендикс зарастает и донорский кусочек развивается и обрастает шарик жемчужным слоем. Из 100 "оплодотворенных" устриц жемчужина вырастает у 25%, а идеально круглая, качественная жемчужина класса А - всего у 3%  моллюсков. Процесс роста жемчужины занимает 2 года. По истечении этого срока собирают урожай. Пустые сразу бракуют, мышцу моллюска продают в ресторан, а те, что произвели хорошую жемчужину, "заряжают" горошиной бóльшего диаметра и оставляют еще на 2 года. Семилетние устрицы с хорошими жемчужинами заряжают последний раз еще бóльшими горошинами, и после этого больше не используют.

Пятилетняя раковина
Первичные ядра, обработанные антибиотиком
Наша прекрасная гид
Сетки, в которых растут жемчужины в воде
Донорский моллюск. Его разрезают на 20 маленьких кусочков и сажают вместе с ядром в аппендикс моллюска для получения  жемчужины желаемого цвета
Урожай того дня
Извлечение жемчужины
Ядра второго порядка, более крупные
Работник очищает раковины от наросших водорослей
Мышцу отбракованных, не родивших жемчуг моллюсков продают в ресторан
Дополнительные, "дикие" жемчужины
Жемчуг классифицируется по цвету, размеру, форме и качеству.

Качество определяется наличием на жемчужине засечек. У А класса их может быть 1-2, и площадь не должна превышать 10% поверхности. В месте засечки обычно ювелиры делают крепление к украшению. Если жемчужина хороша, но засечек слишком много, т.е она ниже С- класса, то ее гравируют узорами и продают дешевле.

По форме жемчуг бывает идеально круглый, неидеально круглый, что можно увидеть с помощью аппарата или катнув ее по ровной поверхности, барочной формы (как слеза), и самой дешевой циркулярной формы (вдавленные полоски). Так что чем крупнее (больше 14мм) и круглее жемчуг, тем дороже. В бутике при ферме некоторые одиночные жемчужины стоят 2300€ штука. А ожерелье из А класса- в районе 130 000€...

Самые дешевые жемчужины- это комочки иррегулярной формы, которые получаются, если устрица отторгает внедренный шарик, а донорский кусочек преобразуется самостоятельно. Иногда их находят как дополнительные рядом с хорошей жемчужиной, иногда в одиночестве по два-по три.
Вск работницы бутика, да и многие местные женщины носят украшения из черного жемчуга, который на смуглой коже смотрится удивительно хорошо.

Круглый и полукруглый жемчуг высокого качества
Самый недорогой, с циркулярными полосками
Высший класс
Гравированные жемчужины

После познавательной экскурсии мы вернулись домой, сходили пообедать и поехали нырять. Дрифт-дайва не получилось, потому что каждый день время начала течения меняется и у нашего гида была неверная информация. Тем не менее, мы совершили приятное простое погружение вдоль рифа с маленьким попутным течением, которое как прибой, двигало нас плавными рывками вперед, так что работать ластами почти не пришлось. Кораллы здесь, в основном, твердые, разнообразием не отличаются, зато рыбы- всевозможные и непуганные, некоторые не прочь покрутиться перед твоим носом в пузырях, производимых нижним двйвером, заглянуть в маску. В этот раз мы видели двух рифовых акул и большого дельфина, который, к сожалению, просто плыл мимо и общаться не желал.

В лодке инструктор другой группы спросил, а не хотим ли мы совершить на следующий день глубокое погружение на выступе перед каналом, где можно встретить больших рыб. Мы, конечно, не отказались и договорились на раннее утро завтрашнего дня.

Пока доехали до дома, стемнело, так что нам остался только ужин и ловля (для изучения) крабов-отшельников с фонарем, чем мы и занялись прямо перед бунгало.