среда, 8 мая 2013 г.

Иорана!

Иорана-полинезийское приветствие, принятое на острове.

Мы поняли, что погода здесь в течение дня меняется, что ночью идет дождь, утром обычно пасмурно, к середине дня погода налаживается, к вечеру снова собираются тучки. Остров треугольный, погода на разных берегах отличается: на одной стороне может дуть сильный ветер, поднимая волны, которые будто бы пытаются слизать гигантскими языками острые вулканические глыбы на берегу, а на другой стороне - небесно-голубое тихое мелководье с еле заметным волнением.


На нашей карте острова мы наметили несколько маршрутов, которые позволят нам осмотреть множество аху (сложенный из камней церемониальный пьедестал), расположенных вдоль берегов, с заходами на главные, то есть отреставрированные композиции моаи.

На поле с моаи в черте города, через которое проходил наш сегодняшний маршрут, к нам привязалась добродушная желтая собачка, которая в каком-то поколении была коккер-спаниэлем. Мы, новички, отнеслись к ней по-доброму и позволили сопровождать нас весь путь. Она не отставала, не шла к другим людям, вела себя преданно и по-свойски, как с настоящими хозяевами. Умильно старалась прислониться, когда мы садились, чтобы передохнуть или насладиться морским пейзажем.

 
Надо сказать, собаки на острове- это одна из отрицательных черт. Их слишком много, но, к счастью, эпизодов агрессии мы не видели ни разу. Взрослые, щенки, большие, средние, с обрывками веревки на шее, ошейниками или свободные, слоняются по улицам, липнут к туристам в надежде получить вознаграждение в конце прогулки. 


Вероятно, эта привычка выработалась у них не на пустом месте, но нам совершенно не хотелось сердобольно приручить собаку к себе на неделю и потом бросить, поэтому к концу похода мы начали беспокоиться, как гуманно заставить собаку отстать. Ничего умного не придумывалось, заходы в магазин не помогали, попытки затеряться в толпе не срабатывали. Мы даже попытались тихо сбежать, когда пес задремал под скамейкой, пока мы на ней сидели, спрыгнув с высокого порога набережной на траву. Но животное, пометавшись вдоль порога и взвизгнув, сигануло за нами и больше таких вольностей себе не позволяло.

На зеленом поле, ближе к океану, мы увидели аху с поваленными статуями и решили их посмотреть поближе. Чуть в стороне от тропы была дырка в земле, которая показалась нам входом в пещеру. Дырка была тесной и с рюкзаком на спине влезть туда оказалось проблематично, особенно когда собака лезет вперед и мешает смотреть, не двигаясь ни туда, ни сюда. Сразу после узкого лаза коридор расширился и лезть стало полегче. Проблему составляли только свисающие с потолка острые камни, об один из которых Олег поранился до крови. В глубине пещеры мы увидели свет и услышали голоса. Сперва разочаровались, что выход так близко, но тут же поняли, что это вовсе не выход. Лаз в конце раздваивался и заканчивался двумя выходами в пропасть и бушующие волны. Мы прошли к свободному обрыву, пока в соседнем фотографировалась другая группа туристов с привязавшимися к ним здоровыми, но добрыми псами. 

Наша спаниэлька, завидев их, на всякий случай прилегла, типа "лежачего не бьют". Потом мы поменялись обрывами, насладились видом и полезли обратно.

Дорога с берега повернула вглубь острова. Судя по карте, где-то там должно быть большое отреставрированное аху Акиви. Вдоль пути нам попалась еще одна интересная пещера, которая просто имела выход в потайном месте в густых зарослях. Мы благополучно легли обратно на курс, миновали семью свободно пасущихся лошадей и вскоре достигли цели.
Мы и голова

Несколько каменных длинноухих мужчин с похожими лицами чинно стояли на аху на широкой поляне. По версии археологов, в свое время на острове жило два сообщества: обычный короткоухий люд и богоподобный длинноухий. Последние повелевали короткоухими, заставляли делать статуи, а в конце и вовсе истребили (а может, они спаслись бегством). Статуи относятся к периоду, когда на острове был культ поклонения предкам. Каждая олицетворяла конкретного человека, выражала уважение к нему. Сохранились статуи более ранние, они поменьше и покорявей и более новые, гораздо больших размеров и с более выразительными лицами. По их внешнему виду можно проследить, как оттачивалось мастерство скульпторов. Этот период в определенный момент сменился другим, в течение которого из одной части острова распространился культ поклонения птицечеловекам, о которых речь пойдет чуть позже. В течение этого периода все статуи на острове были свалены со своих пъедесталов, а работы по изготовлению новых истуканов в гигантской мастерской в стене кратера вулкана были остановлены. Некоторые статуи были брошены на полпути к аху, где они лежат и по сей день, некоторые обнесены заборчиком, а некоторые просто скучают в кустах.




После посещения аху Акиви мы пустились в обратный путь. Наша желтая спутница хоть и устала, но ни на шаг не отставала. На нашу голову она привязялась так сильно, что через лабиринт магазинчиков и других людей все же довела нас до калитки кемпинга. Мы с тяжелым сердцем задвинули перед ней засов и попытались не выходить на видное из-за забора место. Она ждала и ждала у забора, разрывая мне сердце на куски. Стемнело и стало полегче, но все равно, ночью я просыпалась от звуков, которые принимала за ее жалостный голос.


К утру за забором никого не было. Теперь всех собак мы отгоняли заранее.

P.S. В один из последующих дней мы увидели эту собаку с другими "хозяевами". Мимо нас она прошла, как мимо мебели.

Комментариев нет:

Отправить комментарий