среда, 24 июля 2013 г.

Остров Бунакен. Национальный парк или деревенская помойка

На Бунакене мне удалось найти жилье с трехразовым питанием по очень сходной цене. Туда мы поехали тоже на четыре дня с целью понырять и там.

Мы прибыли в порт Манадо, где был отлив, на песке стояли лодки, ровным слоем валялся мусор, толпился народ, и ничего не было понятно. Мы раз за разом набирали номер Эстер, контакт, данный мне при бронировании жилья в коттеждах "Панорама". Примерно на шестой раз нам удалось дозвониться и мы получили указание сидеть на берегу и ждать минут сорок, когда пойдет лодка. Минут через 10 к нам подошел человек, представился братом Эстер и предложил нам ехать на лодке, которая в этот момент отходила с другими туристами в нужном направлении. Мы подхватили рюкзаки и спустились к лодке, прошествовав по ковру из пластиковых стаканчиков, огрызков, бутылок, пакетов и овощных очисток.

Лодка оказалась с окнами, но без стекол, и мое место оказалось самым неудачным: направление ветра гнало волну по борту, где я сидела напротив окна, поэтому к концу поездки одна половина меня была мокрая насквозь, но, к счастью, не замерзшая. Отлив был в самом разгаре, поэтому нас высадили метров за 150 от берега, которые пришлось преодолеть по колено в воде, стараясь не наступить на оранжевых с черными шипами морских звезд.

На берегу нас встретила девушка и повела по многочисленным ступенькам наверх в наше бунгало. Территория была запутанная: в одном общем саду были рассыпаны бунгало разных ценовых категорий и даже принадлежащие разным резортам. Там же было несколько ресторанов, в которых предстояло питаться. Девушка показала на один, который якобы был наш, и сказала, что время обеда прошло, но нас покормят отдельно и позовут, когда будет готово.

Наш домик находился в самом конце территории, был очень простым по обстановке, вместо кнопки слива в туалете был бак с водой и ковшик, но все компенсировало свободное пространство в комнате и вид с террасы. Недалеко стояло дерево, к которому была привязана веревочка, к которой за талию была привязана черная потешная обезьянка. Стоило кому-нибудь распутать веревку, как она снова ее запутывала за ветки и собственные конечности, лишая себя пространства для передвижения. На ночь ее пересаживали под деревянный навес,  потому что часто по ночам шел дождь.

Мы сидели на террасе и ждали, когда нас позовут есть, но никто не шел, а живот недовольно бурчал. Мы решили сходить в ближний к нам ресторан и спросить. Там уже сидели и ели туристы, приехавшие с нами в одной лодке, поэтому мы решили, что нас забыли позвать, сели на свободные места и стали ждать. Работники всполошились и скоро принесли нам поесть. Еда была похуже, чем в Лембе у Two Fish Divers, но мы насытились и пошли отдыхать.

К нам зашел Свен, который заправлял в "Панораме" дайвингом. У него были глаза разного цвета и внешность, слегка напомнившая мне Валерия Леонтьева (тонкие черты лица и кудряшки, но блондин и лишенный противности).

Про него в интернете были хорошие отзывы, да и на деле он оказался хорошим человеком и опытным инструктором. Он был немцем, который женился на индонезийке и живет на острове вот уже десять лет. Эстер, его жена, руководила жилищной частью "Панорамы", а он организовывал для гостей дайвинг.

Цена погружений была также хороша, как и цена на жилье, к тому же в его центре были длинные калипсо, чему мы были очень рады. В Лембе мы погружались в коротких, и однажды я фотографировала и не заметила, как дотронулась до feather star,которая хорошо меня стрекнула, оставив неприятный ожог на нежной внутренней стороне плеча.

На ужин мы пошли в ближайший ресторан, куда мы ходили в обед. Нас покормили и мы вернулись в комнату, и тут пришел дядечка и сказал, что нас ждут на ужине. Мы удивились, но решили сходить с ним и выяснить, что происходит. Он отвел нас в другой конец территории, где находился еще один ресторан. Оказалось, что все бунгало разделены между тремя ресторанами, и имеют название. Мы относились к "Панорама 2", хоть и находились далеко от остальных. Этого нам вначале не объяснили, оттуда и вышла путаница. В этом ресторане ужин был другой, но мы уже были сыты, поэтому второй раз есть не стали. В ресторане стоял книжный шкаф, в котором мы нашли детектив на русском языке и кучу журналов, чем и обеспечили себе досуг.

Утром мы поели блинчиков с шоколадным кремом и спустились в дайвцентр. Первыми погружениями Свен обычно руководит сам: узнает квалификацию дайвера и расход воздуха, чтобы потом было легче распределять людей по группам и другим гидам на большой лодке. Чудесной особенностью дайвинга с "Панорамой" оказалость то, что погружения планируются в расчете на продолжительность дайва, ограниченную не временем, а индивидуальным расходом воздуха. Таким образом, кто закончил свой баллон, может всплывать один, а остальные с инструктором продолжают. К тому же минимальный остаток в баллоне мог быть 30 бар вместо обычных перестраховочных 50. С такой гибкой системой мы поставили собственные рекорды продолжительности дайвов: 92 минуты я не была под водой еще никогда.

Особенностью подводного рельефа вокруг острова Бунакен являются коралловые стены высотой 60+ м. По сравнению с Лембе это было скучнее, но один участок, который назывался "черепаший город", нас удивил. В районе полудня в ниши на коралловой стене приплывают спать зеленые черепахи. Я решила, что Свен несколько преувеличил, сказав, что там есть черепаха размером с него, но когда мы увидели ЕЁ, поняли, что он, пожалуй, еще больше. Голова ее была побольше человеческой, тело, в самом деле, длиной со взрослого человека, а по объему тянула килограмм на 250. К моменту, когда мы нашли ее, у меня села батарейка на фотоаппарате, поэтому все доказательства только на Олеговой гоупро.

Креветка в анемоне
Посередине - микрокраб маскируется под мягкий коралл
Неожиданно нашли спящую акулу-няньку
Типичная для этих мест белоротая мурена
Стая batfish
Ребята из группы
Мачо с внушительным пивным пузиком плавал в одних красных плавках и акваланге
Только под конец дайва заметили надпись на ластах гида

На домашнем рифе "Панорамы" устраивали ночные дайвы, потому что вечером вода поднималась и до стены можно было плыть, а также на этой стене жило огромное количество членистоногих, активных ночью.

Одним вечером мы взяли гида Антона и поплыли исследовать коралловую стену. Антон, как настоящий индонезиец, любил петь. До стены было метров 200, плыть с баллоном удобно на спине, со взглядом, устремленным к звездам. В таком положении за направлением следить трудно, а Антон плыл впереди и пел, сильно облегчая нашу задачу по ориентированию в темноте: мы двигались на голос. К тому же это было очень романтично.

Мы погрузились и поплыли вдоль стены.
Разнообразных крабов тут действительно жило много. От микроскопических до больших, с два кулака красавцев, которые носят на спине внушительный куст из мягкого коралла. В одном месте мы остановились и выключили фонари, чтобы понаблюдать за биолюминесценцией. Здесь кроме планктона светились определенного вида рыбы, у которых в том месте, где у людей шея и грудь, были два светящихся пятна, поэтому они были похожи на хаотичные автомобили с включенными фарами. Фото с движущихся огоньков под водой обычными способами сделать невозможно, так что остается только объяснять, как это было.

Старый знакомый- краб- орангутан
Спящая рыба-попугай
Просто очень цветной анемон и губка
Краб-декоратор
Маленькая каракатица
Краб с кораллом на спине

В конце дайва воды прибыло, и мы долго плыли по мелководью, наблюдая за ночной жизнью, пока не всплыли совсем. Мы поблагодарили Антона за неожиданно чудесный дайв и поторопились на ужин, ведь мы опаздывали уже на полтора часа.

Нам так понравилось это ночное погружение, что мы попросили Свена организовать нам Антона на следующий день тоже. Но после двух утренних дайвов мое больное ухо разыгралось вовсю, так что я побоялась ухудшить обстановку и еще чего доброго угодить в больницу, и нам пришлось последний дайв отменить. Свен не расстроился, а наоборот, переживал за меня и принес таблеток. Позднее вечером он помог нам заполнить дайвлоги и даже расписался в книжечке, до чего ни у одного гида обычно не доходили руки (исключение-подписи Терье под логами во время обучения).