понедельник, 8 июля 2013 г.

Бали. Начало

Приземлились. Привычное наступление таксистов. Выбрали одного, поторговались, зная цену до отеля. Погрузились и поехали.

Это Бали? Центр медитации, спокойствия и душевного равновесия? Узкие улицы гудели автомобильными сигналами, тысячи мотороллеров по обе стороны, впереди и сзади, мусор... Таксист повез нас, знаяя лишь примерно, куда. По дороге он звонил и ему помогали ехать. Уже в нашем районе он спросил у прохожих, и тут оказалось, что нужное здание за углом.

В отеле (не совсем отель, homestay) нас ждали. Проводили в комнату, дали пароль от вайфая и оставили до утра. Комната нас приятно удивила. Мы сразу поняли, что находимся в стране третьего мира, с другими ценами и стандартами. За 30 долларов в сутки мы получили двухэтажный номер с огромной душевой с горячей водой, диваном, телевизором и холодильником внизу и большой кроватью и шкафом наверху. Ю-ху! После бэкпакерской Австралии мы сели на диван, закинули ноги на стол и включили телевизор, который, правда, показывал лишь четыре индонезийских канала.

На следующее утро мы встали выспавшиеся и вышли наружу. Перед входом в номер был длинный узкий бассейн с цветными карпами, которые смешно разевали рты и булькали. Наш хозяин будто бы ждал, когда мы выйдем, и спросил, не хотим ли позавтракать. Мы хотели. Он извинился и сказал, что у них едят жаренный рис с яйцом. Выбора не было, поели несколько жирноватого риса. Посидели в интернете, выбрали дайвклуб. Хозяин вызвал нам такси и мы поехали договариваться. Таксист подождал нас в клубе Атлантис, пока мы планировали наши погружения, чтобы отвезти нас обратно домой. Лабиринт улиц никак не давал нам запомнить дорогу куда либо, к тому же передвигаться пешком в этой части города не представлялось возможным ввиду движухи и отсутствия пешеходных дорожек и адекватных обочин.

Следующий день оказался у нас свободным, поэтому мы решили поступить как все отдыхающие здесь: нанять машину с водителем, который целый день будет катать нас по острову, показывать храмы и другие интересности. Вопрос, где взять водителя, отпал, как только мы заикнулись об этом управляющему отеля. У него оказался работающий по этому профилю брат, который вечером смог к нам приехать и договориться о завтрашнем маршруте. Так, с помощью улыбчивых местных жителей, следующие три дня были распланированы.

Изучение интернета на предмет дайвсайтов на Бали дало результат в виде топа из пяти: Манта пойнт и Кристал бэй в районе Нуса Пенида, затонувший военный корабль Либерти в районе Туламбена, морской заповедный остров Менджанган и Сикрет бэй, сайт для мусорного дайвинга, в районе Гилинука. Мы хотели охватить все пять и работали над этим. С Атлантисом были запланированы манты и Кристал бэй, где при хорошем раскладе всплывает из пучины мола-мола, культовая рыба для балинийских дайверов. Остальные места были на других концах острова.

В туристической информации мы подхватили рекламный буклетик Dive Concepts, которые предлагали очень хорошие цены на дайвинг в Пемутеране. Написали на контактный имейл и быстрая реакция и подходящие условия убедили в правильности выбора. К тому же это была французская компания, а с французскими клубами у нас до этого отношения складывались хорошо. Мы забронировали дайвы и отель по хорошей цене, а наш личный волитель Путу вызвался привезти нас туда с заездами в интересные места.

На Бали все расстояния небольшие, но из-за узких и извилистых дорог и траффика машины двигаются небыстро. Поэтому путь длиной в 120 км растягивался на 3 часа, а с остановками и осмотром достопримечательностей получался полноценный десятичасовой день.


Такие огромные и богатые скульптуры стоят на Бали на многих больших перекрестках
В одном из ресторанчиков
Путу был немногословный, с базовым и кривоватым английским, но корректный и аккуратный водитель, дорожащий доверенным ему автомобилем и, собственно, грузом. Небольшой микроавтобус со светлым кожаным салоном и затемненными окнами, черный и блестящий, был удобен и презентабелен, и Путу за рулем смотрелся очень важно, когда он, приспустив стекло, покрикивал на парковщиков.

Первым делом нас повезли в обезьяний сад. Когда мы туда подьезжали, хлынул дождь, и мы посидели немного в машине, пока он не утих. Когда мы вышли купить билеты, оказалось, что еще очень рано и сад закрыт. Из-за этого решили вначале ехать в район, где на холмах были разбиты рисовые платформы.

Мы нашли-таки зеленый участок и представили, как тут красиво, когда все зеленеет
Все работы проводятся вручную или с помощью буйволов (см. дальше)

Видимо, это самая близкая к Денпасару и живописная рисовая плантация, куда в рамках стандартных туров возят всех туристов, потому что на дороге стояла застава и собирала дань по полдоллара. Мы приехали во время между двух урожаев, поэтому платформы были не зелеными, а залитыми водой. Нам рассказали про виды риса на Бали и про то, что рис-это главная еда для местных, а значит, очень важная; мы сфотографировались на память и поехали обратно в обезьяний сад.


Обезьяний сад представлял собой парк при храме, в котором на свободном выпасе жили серые обезьяны. При желании на входе можно было купить бананов, чтобы обезьяны лучше приставали, но мы, наоборот, оставили все ценные и выступающие вещи в машине, взяв лишь фотоаппарат с камерой. Пофотографировали и поснимали животных, скачущих по лужам, пристающих к людям, отбирающих у них бананы и личные вещи, едящих из помойки рис и что еще осталось с религиозных церемоний.

Можно купить бананы и нажить себе проблем
Помойка позади маленького храма
Особый фан- с размаху спрыгнуть с дерева в лужу
Многие женщины красиво одеваются
Обезьяна давала "пять" работнику так быстро, что ни на одной фотографии это не запечатлелось
Перед храмом
Мы попали на какую-то важную церемонию
Один из зрителей
Рис на лбу говорит о том, что человек недавно совершил молитвенный ритуал. Еще бывает, закладывают цветок за ухо

Одна обезьяна сидела на бордюре в очень вальяжной позе. Я подошла сзади и решила сфотографироваться с ней, приставив пальцы рогами. Обезьяна меня не видела, но будто бы чувствовала, что над ней шутят, и после снимка так агрессивно показала зубы, что я отпрыгнула. 


Другая обезьяна обшарила мне грязными пальцами карман шорт, пока я сидела на корточках, фотографируя маму со смешным детенышем.


Следующим пунктом программы была слоновья пещера и храм на территории. Пещеру мы посмотрели за три минуты из-за отсутствия гида. Краем уха услышали, что три черных обтекаемых фигуры в разного цвета саронгах в конце пещеры- это символические изображения трех главных богов- Шивы, Брахмы и Вишну. После пещеры мы пошли по тропинке, ведущей неизвестно куда. Все это место было странным, потому что у нас не было абсолютно никакой информации, и мы просто разглядывали все вокруг. Мы уже собрались идти назад к машине мимо торговых сувенирных рядов, но тут на тропинке увидели указатель на джунглевый храм. Туда мы и пошли.

Повеселила "встроенная техника"
Тропинка была, мягко говоря, экстремальной: частично размытая, скользкая, идущая по краю горы над рекой. Мы выдержали испытание и вышли таки к поросшему мхами небольшому храму в джунглях.

В этом храме выдавали ярко-красные саронги
Гигантский листик, который трогать не следовало. Потом шелушилась кожа на пальцах
Дорожка далека от евро-или каких-либо других норм
Джунглевый храм
Возле храма девушка продавала воду в бутылках и кокосовые орехи. Мы потоптались вокруг и стали подумывать, что нам делать: возвращаться тем же страшным путем или пойти дальше, потому что тропинка продолжалась каменными ступеньками. Пока мы размышляли, подошла девушка-продавщица и стала разговаривать с нами на довольно хорошем английском. Она предложила нам идти дальше по ступенькам и поискать храм в деревне, который, оказывается, и является основной достопримечательностью этого места, но из-за отсутствия указателей мало кто до него доходит.

В деревне многие люди занимаются изготовлением скульптур из камня

Она вела нас к храму и без умолку тараторила про свою деревню, про детей Шивы, которые ваяют из речного камня священные статуи, про незаконченный барельеф на малых воротах храма, который никто не имеет права закончить теперь в течение 500 лет.

Следующая информация является пересказом историй деревенской девушки, увлекающейся историей своей религии, достоверность фактов мы не проверяли, поэтому не судите строго.

Про детей Шивы.
Время от времени в богатых семьях появляются дети, которые ничего не делают по хозяйству, не слушаются, а лишь играют и гуляют весь день. Родители обходятся с ними грубо и наказывают, в результате чего дети убегают в джунгли, живут там одни и начинают делать статуи из больших камней. Если такого ребенка находят в лесу, его провозглашают ребенком Шивы, берут в семью и всячески почитают. Когда ребенок вырастает, он продолжает жить в деревне, но кочует из семьи в семью, где его кормят и содержат, и просят делать новые статуи для семейных и деревенских храмов. Оказывается, статую для храма нельзя просто купить у обычного мастера, она должна быть руки определенного человека.Там, где находят статую, сделанную ребенком Шивы, обязательно строят храм. Пусть даже это в глуши или в лесу.

История про барельеф на воротах храма.
Барельефы на обоих воротах дрлжны быть идентичны и принадлежать руке одного особого мастера. В этом храме мастер неожиданно умер, только начав второй барельеф. По традиции, в этой ситуации его работу никто не имеет права продолжить в течение 500 лет, так что сейчас большая часть барельефа-просто кирпичи.



Главные ворота, законченный барельеф
Незаконченный барельеф
Девушка посвятила нам много времени и рассказала много интересного, поэтому мы мучались вопросом чаевых и их количества. Я спросила, кем она работает, она ответила, что продает воду и подрабатывает здесь гидом. Это был ответ на вопрос давать-не давать, поэтому мы поблагодарили ее суммой в 50000 рупий(5$), чем, видимо, ее очень удивили и порадовали получили ее благословение и искреннюю благодарность. Нам тоже было приятно отдать ей эти деньги хотя бы потому, что она владела английским гораздо лучше всех других местных, с которыми нам приходилось говорить до и после этого случая.

Следующая остановка - пещера летучих мышей.
Большой храм построен вблизи 50-метровой пещеры, в которой живут тысячи священных мышей. Нам навязали гида, английский которого только издалека напоминал английский, поэтому из его рассказа мы поняли процентов 10. Его чаевые составили 30000, но из-за никчемности экскурсии отдавать их было жалко. Мы пофотографировали храм и кишащих в пещере мышей и наш верный Путу повез нас дальше.




Такие розеточки из бамбука с цветами и конфетками можно увидеть у большинства порогов на Бали. Это подношение злым духам, чтобы они оставались снаружи
Мыши... и так 50 м в глубину
Саронги в черно-белую клеточку символизируют инь и ян, равновесие


Нашей следующей миссией было успеть на закат в храм Улувату, который находился на самом южном конце Бали, а учитывая расстояние, состояние дорог и траффик в час пик, путь нам предстоял неблизкий.
 

Как и в других храмах, здесь нам повязали саронги и пустили на территорию. Это, по-видимому, был самый популярный на закате храм потому что народу были целые толпы. Нас предупредили, что здесь тоже обитают обезьяны и что они здесь более агрессивны, чем в других местах, однако пока признаков обезьян видно не было и мы спокойно ходили по грязноватым дорожкам вдоль крутого обрыва и фотографировали виды.

Храм- там, на обрыве, позади Олега

Территория храма была довольно большая, поэтому нам пришлось ходить довольно быстро, чтобы побольше посмотреть. Напоследок мы решили пробежаться вдоль берега и найти альтернативный путь возвращения на парковку, и тут мы увидели Их.

Обезьяны копошились в мусоре на обочине и выглядели совершенно мирно. Олег присел на корточки и стал снимать одну из них во время трапезы. Она засекла камеру и с любопытством пошла на нее. К счастью, Олег держал рукоятку крепко, потому что в следующий момент обезьяна просто схватила камеру рукой, явно собираясь присвоить. Одновременно с этим событием сзади к Олегу подошел другой серый хулиган и взобрался ему на спину, а оттуда на плечи, облокатился животом Олегу на голову и свесил лапки, затихнув в такой умильной позе. Через минуту, пока мы смеялись от неожиданности, на спину к Олегу взобралась еще одна обезьяна и устроила потасовку с первой, выгнала ее на забор, заняв теплое место. Это было уже слишком и Олег стряхнул животное с плеч на траву, но оно не отступало, схватило за юбку и не давало уйти. В следующий момент что-то отвлекло внимание обезьян и они все куда-то ломанулись через лужу, заляпав людей брызгами. 


На перилах неподалеку сидела очередная обезьяна и забавляла публику своими выходками со стеклянной бутылкой, которую в конце представления просто бросила и она покатилась по ступенькам, расколовшись на последней.


Мы услышали крики и прошли вперед, чтобы узнать в чем дело. Несколько человек стояли на дорожке и смотрели, как босой парень рыщет по кустам и недовольно топает на снующих вокруг обезьян. Оказалось, у него стащили один сандаль и безвозвратно унесли в кусты. Так он и пошел босой, с досады бросив обезьянам и второй сандаль.

Олегова футболка была безнадежно истоптана на спине, и тут нежданно-негаданно свою порцию грязных следов получила и я. Я нагнулась к сидящей на обочине бабусе, чтобы выбрать плетеный браслетик, и тут почувствовала, что по моей спине карабкается маленькое волосатое чудовище. Олег стряхнул его, но майка уже была испорчена.

Мы вернулись в отель, когда уже стемнело, поблагодарили аккуратного водителя Путу и записали его телефон, так как скоро собирались съездить на другой конец острова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий